Трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая физическим
развитием, умственными способностями и знаниями, дающими
возможность трудиться. К трудовым ресурсам относится
население как в трудоспособном возрасте (за исключением
неработающих инвалидов труда, войны, детства и неработающих
лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости
на льготных условиях), так и старше и моложе трудоспособного
возраста, занятое в трудовом процессе.
Решающую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное
население в трудоспособном возрасте. Трудоспособное
население - это совокупность лиц, преимущественно в рабочем
(трудоспособном) возрасте, способных по своим
психофизическим данным к участию в трудовом процессе.
Законодательством Российской Федерации установлен следующий
интервал трудоспособного возраста; для мужчин- от 16 до 59
лет, для женщин - от 16 до 54 лет.
В любом обществе трудоспособное население состоит из двух
групп: экономически активного и экономически неактивного
населения. Экономически активное население - это часть
населения, занятая трудовой деятельностью, приносящей ей
доход. Различают общую и профессиональную трудоспособность.
Общая трудоспособность предполагает наличие у человека
физических, психофизических, возрастных и других данных,
определяющих способность к труду, не требующему специальной
подготовки, т. е. способность к неквалифицированному труду.
Профессиональная трудоспособность - это способность к
конкретному виду труда, требующему специального обучения, т.
е. способность к квалифицированному труду. Важными аспектами
качественного состава трудовых ресурсов являются
образовательный уровень и профессиональное мастерство.
Особую роль в проблеме трудовых ресурсов играет изменение
естественного движения населения, смертности и рождаемости.
Также важное место в характеристике трудовых ресурсов
занимает соотношение населения по полу.
Рынок труда
Важнейшая сфера экономики, рынок труда, по
своим основным принципам функционирования представляет собой
рынок особого рода. Он в значительной мере зависит от рынка
капиталов, средств производства, потребительских товаров и
др. Регуляторами на рынке труда, помимо макро- и
микроэкономических факторов, служат еще и факторы
социально-психологические.
В условиях регулируемой рыночной экономики рынок труда
включает следующие элементы и системы:
- правовую базу, отражающую основные принципы государственной политики в области оплаты труда, трудовых и социально- трудовых отношений;
- государственную систему занятости и сокращения безработицы;
- систему подготовки кадров;
- систему найма;
- контрактную систему;
- систему переподготовки и переквалификации кадров;
- биржи труда;
- фонд занятости.
На рынке труда спрос и предложение противостоят друг другу.
В ходе этого противостояния происходят:
- оценка рабочей силы;
- определение условий ее найма, включающих заработную плату, условия труда;
- оценка возможности получения образования;
- изучение возможности профессионального роста;
- рассмотрение гарантий занятости;
- изучение миграции рабочей силы, а также потребностей человека в области трудовых отношений и связанных с ними сфер.
В условиях рынка сложно и практически невозможно достичь
баланса спроса и предложения рабочей силы. В большинстве
случаев имеют место избыток рабочей силы и недостаток
рабочих мест, нужных для рациональной структуры занятости.
Так, для некоторых строительных специальностей характерны
повышенное предложение рабочей силы и ограниченный спрос на
нее. Задача государственной важности, цель управления
трудовыми ресурсами - стремление к сбалансированности числа
рабочих мест и рабочей силы.
Таково назначение и государственной политики занятости. В
соответствии с Законом РФ «О занятости населения в
Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан,
связанная с удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая законодательству Российской
Федерации и, как правило, приносящая им заработок, трудовой
доход. Занятость может быть полной, неполной, частичной и
скрытой. Всех граждан, не признанных в соответствии с данным
Законом занятыми гражданами, правомерно отнести к категории
незанятого населения. В свою очередь, из незанятого
населения можно выделить категорию, получившую название
безработные граждане.
В экономической литературе выделяются следующие виды
безработицы:
- фрикционная;
- технологическая;
- структурная;
- застойная (добровольная);
- региональная.
Наряду с этой градацией встречается характеристика
безработицы по возрастному (молодежная безработица),
половому (женская безработица), а также образовательному или
профессиональному признакам. По ряду объективных причин
многие люди в процессе жизни меняют место жительства с
изменением и места работы. Такое перемещение называется
миграцией. Рост безработицы, разница в уровнях развития
между странами обусловливают тесную связь миграции с
проблемой занятости трудовых ресурсов.
В странах СНГ усиление миграционных процессов обусловлено,
кроме того, политическими и социально-экономическими
последствиями ликвидации СССР и дальнейшим падением уровня
жизни во вновь образованных государствах. Зарубежные
экономисты подразделяют миграцию на три вида: спонтанную,
ограниченную, индивидуальную. По чисто временным признакам
миграцию можно подразделить на постоянную, временную,
сезонную, маятниковую. По формам осуществления миграция
подразделяется на организованную и неорганизованную.
Дальнейшее развитие науки и техники вызывает изменения в
технологии воздействия на предмет труда, что, в свою
очередь, меняет содержание трудовой деятельности,
предъявляет высокие требования к составу и качеству рабочей
силы. Возрастает необходимость в компьютерной грамотности,
многофункциональном использовании все большего числа
работников, ликвидации экономической безграмотности,
особенно в сфере производства и управления организациями.
Все это требует умелого регулирования процессов, связанных с
формированием и использованием трудовых ресурсов. В
масштабах страны существует система управления трудовыми
ресурсами Российской Федерации.
Практика последних лет подтверждает необходимость поиска
механизма управления, обеспечивающего наиболее близкие к
оптимальным условия формирования, использования и
воспроизводства рабочей силы. В общем виде систему
управления трудовыми ресурсами в рамках страны можно
представить как совокупность трех органически связанных и
взаимодействующих подсистем: формирование трудовых ресурсов;
государственное управление трудовыми ресурсами страны;
управление трудовыми ресурсами предприятия (организации).
Любая система управления трудовыми ресурсами нацелена на
повышение эффективности использования рабочей силы.
Перспективное развитие организации должно включать задачу
формирования и функционирования системы управления трудом,
которая исключительно важна для достижения высокой
конкурентоспособности, а значит - для обеспечения прочных
позиций конкретного субъекта хозяйствования на рынке товаров
(услуг).
Система управления трудовыми ресурсами в организации
включает в себя три взаимосвязанных блока:
- формирование трудовых ресурсов;
- развитие трудовых ресурсов;
- повышение качества трудового периода жизни.
Организация труда
Особое внимание в условиях падения производства необходимо
уделять совершенствованию организации труда и повышению его
производительности. В условиях планово-централизованной
экономики вопросам повышения производительности труда
придавалось большое значение, хотя по ряду объективных и
субъективных причин эти проблемы не могли решаться
достаточно эффективно. К сожалению, в период реформ вопросам
эффективности, и в частности эффективности труда, уделялось
недостаточно внимания, ибо ошибочно считалось, что для
стабилизации общества эта проблема не очень важна.
Однако без остановки падения производства и без последующего
повышения производительности труда невозможно добиться
стабилизации общественного производства. В настоящее время
проблема занятости стала одной из важнейших составляющих
всей социально-экономической политики общества. Без роста
производительности труда неконструктивны призывы к
обеспечению социальной защищенности, подразумевающей прежде
всего защищенность человека в сфере труда, невозможно
осуществить структурную перестройку, создать необходимое
число рабочих мест, обеспечить достойный уровень жизни.
Одной из основных причин сокращения производительности труда
стало беспрецедентное падение объемов производства. Если в
начале рыночных преобразований уменьшение объемов
производства было связано с разрывом хозяйственных связей
между бывшими республиками СССР, то уже через несколько лет
появились новые причины, такие как снижение
платежеспособного спроса и кризис неплатежей.
В годы реформ резко усилились процессы некомпенсированного
выбытия промышленно-производственного потенциала, в том
числе рабочих мест. Начиная с 1991 г. выбытие
производственных мощностей в ряде отраслей превышало ввод
новых. Кроме того, особенно интенсивно сокращалось
количество физических рабочих мест, и в первую очередь -
из-за уменьшения объемов производства.
Логика проста: ограничение сбыта продукции приводит к
уменьшению числа занятых, а за этим следует и сокращение
физических рабочих мест за их ненадобностью. Необходимо
отметить, что проблема роста эффективности труда и по сей
день остается одной из самых сложных, но, решая ее, можно
добиться успехов в построении социально ориентированной
рыночной экономики.
Реальный механизм решения проблемы состоит в том, чтобы
проводить финансово-кредитную и экспортно-импортную
политику, направленную на развитие национального
производства, создавать обстановку, в которой действуют
реальные стимулы к накоплению и инвестированию,
разгосударствление собственности осуществлять с учетом
возможности роста эффективности производства, бережно
относиться к накопленному интеллектуальному и трудовому
потенциалу страны.
На уровне отдельно взятого предприятия или организации все
вопросы трудовых взаимоотношений между работодателем и
работником оговариваются в трудовом договоре (контракте),
роль которого в условиях рыночной экономики непременно
возрастает. В ТК РФ содержится законодательное определение
этого договора как соглашения между трудящимся и
предприятием, по которому работник обязуется выполнять
работу по определенной специальности, квалификации или
должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а
предприятие, в свою очередь, обязуется выплачивать
трудящемуся зарплату и обеспечивать условия труда,
предусмотренные законодательством о труде.