Экономика предприятия
анализ и изучение хозяйственно-финансовой деятельности предприятия
Метод анализа
Задачи анализа деятельности предприятия
Исполнители аналитической работы
Ценные бумаги
Реклама
Предпринимательство
Предпринимательство
Современная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффективного развития предпринимательства.

Предпринимательство как экономическая категория

Первые теоретические попытки осмысления феномена предпринимательства относятся к XVII в. Английский экономист Р. Кантильон считается первым теоретиком, давшим систематическое описание этого феномена и введшим в научный оборот термин «предприниматель».

Под предпринимателем Кантильон подразумевал человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения доходов, и который, принимая на себя обязательство по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реализация. Таким образом, предпринимательство понималось им как производственно-хозяйственная деятельность особого рода, включающая в себя элементы риска. Ж.Б. Сэй сделал следующий шаг в области анализа предпринимательства. Обладая личным опытом в сфере бизнеса, он считал, что предприниматель - центральная фигура в процессе производства и распределения благ, а предпринимательство - деятельность по организации людей в рамках производственной единицы. А. Смит считал предпринимательскую деятельность в рамках рыночных отношений «естественной», т.е. самоинициирующейся и самоподдерживающейся: при наличии капитала, труда и сырьевых ресурсов она возникает спонтанно. Как многие другие теоретики периода первоначального накопления капитала, он отождествлял собственников (капиталистов) и предпринимателей, что соответствовало реалиям рассматриваемого временного периода: исторически собственник-менеджер был преобладающим типом предпринимателя.

В отечественной литературе встречаются различные определения предпринимательства. В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего- либо значительного (Даль, 1955). В специальных (в частности, в экономических) исследованиях применяется другое определение: предпринимательство - это деятельность, тем или иным путем связанная с получением прибыли, дохода. И в этом плане понятие предпринимательства смыкается с понятием бизнеса - ведения какого- либо дела, приносящего доход (Стратегии.., 1998). Однако современные интерпретации обсуждаемого термина допускают также и более широкую его трактовку, объединяющую оба приведенных определения. Следует уточнить, что понятие предпринимательства несет несколько иную смысловую нагрузку, нежели часто употребляемое понятие бизнеса. В общественном сознании понятие предпринимательства часто связывается с реализацией некоторой масштабной и новой идеи, которая может принести доход как в краткосрочной, так и в отдаленной перспективе, однако с определенной вероятностью может и не оправдать возлагаемых ожиданий. При этом особый слой предприимчивых людей берет на себя риски, связанные с принимаемыми нестандартными решениями. Если бизнес в целом допускает значительную долю рутинной деятельности, осуществляемой по некоторым заданным правилам, то экономические новации и пионерские стратегические решения являются необходимыми условиями предпринимательства, выражением его «духа».

Так как и размер вознаграждения за предпринимательскую деятельность, и время его получения существенно зависят от фактора неопределенности, в общественном мнении предприниматели часто отождествляются с «подвижниками» и «первопроходцами». Типичными примерами предпринимательства являются освоение западных территорий американскими колонистами, «золотая лихорадка», вызванная открытием новых месторождений золота, и т.д. Однако подлинных предпринимателей от авантюристов всегда отличал большой прагматизм и точный расчет возможных собственных выгод и затрат. Тем не менее следует признать, что границы между понятиями бизнеса и предпринимательства достаточно условны, размыты, особенно в том случае, если речь идет о высокорисковых видах бизнеса. Резюмируя вышеизложенное, можно считать, что предпринимательство в широком смысле отождествляется с любым бизнесом, в узком смысле - с высокорисковыми видами бизнеса, связанными с реализацией значимой и, как правило, новой идеи. Классическая модель предпринимательства имеет две модификации в зависимости от способов достижения поставленных целей: рутинно-прагматическую - на основе использования трудноосваиваемых производственных ресурсов и потребительскую - на основе более полного, точного и адресного удовлетворения спроса потребителя.

Отличительная особенность этой модели состоит в максимизации прибыли и получении наибольшей отдачи от имеющихся в распоряжении ресурсов на базе уже сложившихся технологий. Вторая модель предпринимательства ориентируется на поиск более эффективных технологий переработки ресурсов и экономических методов ведения хозяйства и приводит к максимизации прибыли, как правило, лишь в некотором отдаленном будущем. Используя как собственные, так и внешние ресурсы и формируя новые стратегии экономического развития, предприниматель берет на себя инновационные риски, связанные с новаторской деятельностью. В соответствии с этими моделями различают и типы предпринимательских решений. Инновационная модель предпринимательского поведения наиболее актуальна для большинства стран развитой экономики.

Однако реализация ее требует, как правило, участия государства. Научно- технический прогресс, повышение требований к надежности, качеству и другим параметрам продукции заставляют многие предприятия осуществлять «мозговые атаки» для поиска принципиально новых технико-экономических решений. Особенно велика роль инновационной модели предпринимательства в наукоемких отраслях, где небольшие компании при поддержке государства разрабатывают и внедряют принципиально новые, рискованные в коммерческом отношении научно-технические проекты, в которые крупные корпорации, как правило, избегают вкладывать средства. В периоды общественных преобразований и экономических реформ роль инновационной модели предпринимательского поведения становится особенно значимой. В сфере предпринимательской деятельности высокую важность приобретают нестандартные стратегические решения, позволяющие согласовать противоречивые экономические интересы хозяйственных субъектов, инициировать действие неработающих экономических механизмов, обеспечить «взаимность ожиданий» всех функционирующих элементов общественной системы. Именно в эти периоды открывается широкий простор для творческого подхода в управленческой деятельности, новаторских методов ведения хозяйства и даже для экономического эксперимента.

Что касается технологических и технико-экономических инноваций, то именно они зачастую оказываются той опорой, на основе которой удается повысить эффективность деятельности предприятий и осуществить подъем экономики, застрявшей в стадии «хронических » преобразований. С точки зрения вышеприведенных моделей предпринимательства сложившаяся в России экономическая ситуация была исключительно неблагоприятна для реализации инновационной модели. Наука, научное обслуживание, а также информационная (консалтинговая) деятельность, являющиеся базой для этой модели, не только не занимали доминирующего положения в общественной жизни страны, но и долгое время находились в упадке. В связи с этим в условиях российских реформ инновационную модель предпринимательства можно считать скорее вынужденной, чем необходимой формой экономического поведения предприятия, выживающего в ситуации жесткого трансформационного шока. Такие качества, как изобретательность, смекалка, а в ряде случаев и изворотливость, оказались непременными атрибутами большинства процедур принятия стратегических решений в сфере микроэкономических процессов.

Преобладающим в этой сфере, определяющей успешное экономическое развитие предприятий, становится инновационный тип предпринимательских решений. В то же время инновационная деятельность в традиционном ее понимании как деятельность в технико-экономической области, связанная с разработкой и внедрением достижений НТП, находится в фазе стагнации ввиду отсутствия средств на ее осуществление. До последнего времени здесь реализовывались главным образом малозатратные технические решения, соответствующие известной русской пословице «Голь на выдумки хитра». Однако уже сейчас в общественном сознании формируется понимание недопустимости создавшегося положения и необходимости поиска путей выхода из него. Один из вариантов решения этой проблемы - развитие венчурного капитала. Другой тип предпринимательских решений - рутинно-прагматический - широко используется при внедрении и развитии отсутствующих в условиях российских экономических реформ современных методов ведения рыночного хозяйства (культуры и этики бизнеса, подготовки кадрового состава и т. п.) и тем самым способ существует как совершенствованию институциональной структуры промышленности, так и созданию необходимой предпринимательской инфраструктуры.

Центральной фигурой, способной обеспечить динамичное и эффективное развитие предприятия, является собственно предприниматель. Именно предприниматель (какое бы место в ряду участников процесса формирования и реализации предпринимательских решений - директора, менеджера, собственника предприятия и т.д. - он ни занимал) в своей деятельности способен эффективно выполнять комплексные функции:
  • осуществлять выбор адекватной модели предпринимательского поведения;
  • реализовать в рамках этой модели намеченное стратегическое решение;
  • проводить долговременную экономическую политику предприятия.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Анализом охватываются все стороны деятельности предприятия: техническая, технологическая, организационная, финансовая и другие.
Реклама
Top.Mail.Ru
Copyright © 2011-2020 - Экономика знаний предприятия и анализ его хозяйственной деятельности